На главную сюда
Главные тезисы о социальной работе как работе со случаем.
 

Понятие

Социальная работа - это профессиональное оказание социальной помощи. Социальную работу не стоит путать с волонтёрством, потому что для волонтёров оказание помощи - это хобби или духовная потребность, а не профессия и оплачиваемая деятельность. Лучше вообще воздерживаться от расширительного толкования категории "социальная работа", потому что путаница здесь возникает в связи с тем, что социальную помощь (в широком смысле) часто путают с социальной работой (в узком смысле).

История

Возникновение социальной работы не было быстрым и спонтанным. Её появлению как профессии и отдельной сферы деятельности способствовали следующие обстоятельства:
- рост городов (урбанизация),
- увеличение численности пролетариата за счет индустриализации,
- опасные угрозы новых социальных рисков (проблем), вызванных первыми двумя факторами.
Одними из первых эти факторы проявились в наиболее развитых капиталистических странах, например, в Англии. Это почувствовали и осознали как руководство к действию прежде всего пассионарные религиозные деятели, например, такие, как основатель "Армии спасения" - У. Бут. В России лучше всех почувствовал, пережил, осознал и затем отразил на бумаге новые городские социальные проблемы Лев Толстой в своей книге "Так что же нам делать", которая в определенном смысле должна была стать "библией" для российских социальных работников, но, к сожалению, этого не случилось.

Итак, социальная работа существует с тех пор, когда в обществе появилась группа людей, чьей профессией было оказание социальной помощи. В древних обществах такие люди тоже были, однако это явление носило маломасштабный характер. Поэтому о появлении социальной работы стоит вести речь всё-таки, начиная с этапа бурного развития капитализма, то есть примерно с XIX века. Так, например, первая в мире школа социальной работы - Нью-Йоркская школа прикладной филантропии была открыта в 1904 году. В 1921 году в США была основана первая в мире ассоциация социальных работников. Социальная работа с самого начала была деятельностью, в которой доминировали женщины. Среди основных первопроходцев социальной работы начала XX в. можно назвать Джейн Аддамс (1860-1935), Софи ван Сенден Тейс (1885-1957), Джесси Тафт (1880-1960), Флоренс Келли (1859-1932). Среди них особое место занимает Мэри Элен Ричмонд (1861-1928), о которой я написал отдельную статью, поскольку именно она впервые теоретически обосновала социальную работу как работу со случаем. Постепенно в течение XX века профессиональная деятельность по оказанию социальной помощи и предупреждению социальных проблем распространилась по всему миру.

Социальная работа как работа с типичными случаями

Социальная работа не является наукой в традиционном, классическом смысле слова. С таким же успехом можно утверждать, что парикмахерское дело или кулинария - это науки. Вместе с тем, определенная теория социальной работе крайне необходима, поэтому так много учёных занимаются исследованиями в этой междисциплинарной области.
Главное, что нужно понять, говоря о теории социальной работы как учебной дисциплине - это то, что она должна опираться не на глубокие социологические и философские размышления о природе человека и общества, а на анализ и синтез конкретных трудных жизненных ситуаций. Социальная работа - это прикладная, ограниченная рамками типичных трудных жизненных ситуаций практика и дисциплина. То есть она носит не дедуктивный, а индуктивный характер. В современном же образовании всё наоборот: 95% учебного времени уходит на изучение общих социологических, педагогических и психологических положений, и только 5% остаётся на разбор конкретных ситуаций. Этим вызвана фактическая неготовность большинства дипломированных специалистов по социальной работе оказывать помощь и предупреждать проблемы в самых разных ситуациях. В этом заключается основная проблема современного социального образования: оно слишком теоретизировано и чересчур мало касается реальной практики. Почему-то считается, что современный социальный работник должен знать Гегеля и английский язык, но при этом упускается из виду огромное количество навыков, которыми он должен овладеть: от выведения вшей до проведения праздников, от составления иска в суд до наказания ребенка.
Тем временем эффективные модели социальной работы можно вывести только через анализ массы отдельных случаев, в которых как раз и формируются разнообразные навыки. В этом плане социальный работник подобен парикмахеру или повару: чем больше он делает, тем больше он понимает, как можно сделать лучше.
Таким образом, теория социальной работы должна формироваться в самой гуще практики, состоящией из ситуаций реальной жизни. Такая теория, складываясь как ценный итог множества практических действий, увы, лишь ненадолго сохраняет свою ценность, поскольку общество непрерывно меняется, но по-другому не бывает. Вот почему изучение социальной работы должно от абстрактной и оторванной от жизни теории смещаться в сторону понимания конкретных случаев, ситуаций и условий, в которых оказался нуждающийся и помогающий.