Социальное бытие человека имеет ситуативную природу, в центре которой - случай, ситуация, стечение обстоятельств, набор определенных условий, потребностей и возможностей в конкретном времени и пространстве. В любой трудной жизненной ситуации всегда есть что-то уникальное, но есть и повторяемое, давно и неоднократно прожитое, пройденное, изученное другими людьми. Первое - предмет субъективной работы личности над собой и своей жизнью, второе - предмет социальной работы. Единство единичного и общего - это и есть то диалектическое единство, когда любой бездомный, алкоголик или безработный одновременно неповторимая личность и "винтик системы", очередной "заложник обстоятельств". Учитывая это, пытаясь сделать социальную помощь более эффективной, нужно уметь временно абстрагироваться от личности нуждающегося, чтобы затем, при необходимости, обратить на личность самое непосредственное внимание. Аналогично действуют врач скорой помощи и врач-нарколог: один спасает безотносительно к личному, второй именно в связи с личным. В этой связи социальная работа - это всего лишь применение на практике усвоенного специалистом опыта преодоления различных социальных проблем другими нуждающимися и помогающими. Но чтобы усвоить этот опыт, нужно изучать его на разных примерах, во всех оттенках и множестве контекстов. Для этого и создан этот сайт, материалы которого удобно каталогизированы и распространяются на бесплатной основе с 2008 г.
Социальная работа не является наукой в традиционном, классическом смысле слова, точно так же, как парикмахерское дело или кулинария - это "науки", не тождественные физике и химии. Вместе с тем, определенная теория оказания социальной, педагогической, психологической, экономической помощи всё-таки крайне необходима.
Социальная помощь и социальная работа предельно ситуативны. А любая ситуация при всей её неповторимости является социальной конструкцией, многократно повторяемой, миллионы раз воспроизводимой в прошлом, настоящем и будущем любого общества. Голод везде одинаков, сиротство и бездомность везде обладают схожими свойствами, бедность независимо от континента всегда остаётся бедностью, алкоголики во всех странах очень похожи, а инвалидность всегда приносит примерно одни и те же трудности человеку.
С учётом этого обстоятельства, теория социальной работы как учебная дисциплина должна опираться на анализ и синтез массы конкретных трудных жизненных ситуаций.
Таким образом, социальная работа - это прикладная практика и дисциплина, ограниченная рамками спектра трудных жизненных ситуаций. То есть она носит не дедуктивный, а индуктивный характер. В современном же образовании всё наоборот: 95% учебного времени уходит на изучение общих философских, социологических, педагогических и психологических положений, и только 5% остаётся на разбор конкретных трудных жизненных ситуаций.
Этим вызвана практическая неготовность большинства дипломированных специалистов (педагогов, психологов, социальных работников) оказывать помощь и предупреждать проблемы в самых разных ситуациях. Фактически им приходится учиться заново, но уже на собственном опыте, а не на опыте других, что могло бы быть организовано при правильной организации учебного процесса.
В этом заключается основная проблема современного социального образования: оно слишком теоретизировано и чересчур мало касается реальной практики.
Почему-то считается, что современный социальный работник должен знать Гегеля и английский язык, но при этом упускается из виду огромное количество навыков, которыми он должен овладеть: от выведения вшей до проведения праздников, от составления иска в суд до выбора способа наказания ребенка за недопустимое поведение.
Тем временем, эффективные модели социальной работы можно вывести только через анализ массы отдельных случаев, в которых как раз и формируются разнообразные навыки.
Таким образом, теория социальной (а по сути, и педагогической, и психологической) работы должна формироваться в самой гуще практики, состоящией из многообразных ситуаций реальной жизни.
Такая теория, складываясь как ценный итог множества практических действий, увы, лишь ненадолго сохраняет свою ценность, поскольку общество непрерывно меняется, но по-другому просто не бывает. Изучение социальной работы должно от абстрактной и оторванной от жизни теории смещаться в сторону понимания конкретных случаев, реальных ситуаций людей и условий, в которых оказались непридуманные нуждающийся и помогающий.
Вот почему и создан этот сайт: 20 видов трудных жизненных ситуаций здесь выступают как живой и непосредственный путеводитель (учебное пособие) по огромной территории разнообразных бед и страданий человека, без пустых теоретических награмождений и лишних интерпретационных заигрываний.